Беседа №1

  Мы провели в клубе первую "Беседку для мам". Темой ее стала Детская Самостоятельность.

  Как воспитать в ребенке самостоятельность? В каком возрасте? Что можно считать самостоятельностью? Мы посмотрели, что думают об этих вопросах специалисты, и, конечно, обсудили мнения мам. 

Вот несколько общих определений понятия "самостоятельность".

1. Способность ребенка к независимым действиям и суждениям, свобода от внешних влияний и принуждений, от посторонней поддержки и помощи. Так психологи рассматривают самостоятельность в контексте ценностей европейской культуры.  Самостоятельность здесь является одной из важнейших человеческих добродетелей.

 

2. Способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.

Свобода собственного выбора, независимость в принятии решений, свобода от внешнего контроля.

3. Это возможность направлять свою жизнь для тех, кто хочет сам распоряжаться ею. Возможность делать то, что хочется делать именно тебе именно сейчас. Самостоятельный человек контролирует себя сам, а не руководим кем-то извне. Предоставить сотруднику самостоятельность - значит предоставить свободу выбора, чем и когда он будет заниматься.

За свободу нужно платить, поэтому самостоятельным называют того, кто способен и готов свою свободу оплачивать. Самостоятелен тот, кто сам обеспечивает свое существование, кто не настаивает на том, что окружающие должны его содержать и поддерживать. Самостоятельный человек - тот, кто сам стоит на своих ногах, одно из проявлений жизни Деятеля.

 Специалисты определяют детскую самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

Этапы становления самостоятельности

 Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Обсуждение

Что должен уметь самостоятельный ребенок?

Мамы обсудили этот вопрос. В результате возник список, содержавший не менее 10 умений, которые вызвали горячее обсуждение. Главное: что же из всего перечисленного мы делаем сами?

Первые 5 умений не вызывали сомнений:

-есть

-одеваться

-умываться

-ходить на горшок

-немного поиграть

А вот с остальными умениями, возникли вопросы.

Для того, чтобы понять, в каком возрасте ребенку свойственно то или иное качество, мы поговорили о сенсетивных периодах. Именно на них ориентировалась Мария Монтессори, формируя свой метод раннего развития.

Очень живо обсуждалась тема приучения к горшку: когда и как это лучше делать.

Много вопросов касалось и самостоятельного приема пищи.

 

Все  мамы пришли с детками, и чтобы им не было скучно, все вместе мы поиграли. А по завершении "беседки" пришли к выводу, что надо встречаться чаще:)