Будущему первокласснику.

     Мы собрали информацию о требованиях, предъявляемых учителями начальных классов будущим первоклассникам. Наши программы подготовки к школе нацелены на комплексный подход к обучению, учитывающие психологические и возрастные особенности индивидуального развития.  Некоторые требования мы помогаем воспитать с первого года жизни ребенка.

Что должен знать будущий первоклассник:

Первое, что нужно делать – развивать речь. Ребёнок должен уметь давать не односложный, а полный ответ на вопрос (На вопрос: «Сколько тебе лет?» лучше отвечать: «Мне шесть лет», чем односложно: «Шесть»).  Нужно дойти до такого уровня, чтобы ребёнок мог составлять предложения по два-три слова и связывать их в рассказ из трёх-пяти предложений.

Научите ребёнка определять, сколько слов входит в предложение, называть слова по порядку (первое, второе, третье слово). Ему нужно научиться выделять из слов звуки, соотносить звуки и буквы (это крайне важно для обучения чтению и письму).

Ребенок должен знать:

Свое ФИО;

Свою дату рождения и возраст;

ФИО родителей, их профессии;

Домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира;

Главные достопримечательности своего края;

Название своей страны и её столицы;

знать дни недели, порядок их следования; различать и называть части суток, их последовательность; знать и называть месяцы года; “рабочие” и “выходные” дни, месяцы, понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»; называть времена года; загадки о временах года, основные приметы каждого времени года, иметь представление о сезонных изменениях в природе; определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, различать и называть деревья по листьям или плодами;

Названия домашних и диких животных и их детенышей, их повадки;

Растения и знать, где они растут;

Части человеческого тела;

Названия профессий;

Русские народные сказки;

Великих русских писателей и поэтов (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, Ф.И. Тютчев), их основные детские произведения;

И уметь:

Различать живое и неживое, рода (мужской и женский),число (единственное и множественное), времена суток; обувь, одежду, и головные уборы; рыб, птиц, насекомых, зверей; овощи, ягоды, грибы, фрукты; водный, воздушный и наземный транспорт; мебель, посуду и т.д.; знать и называть геометрические формы: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, шестиугольник;

 Считать от единицы до десяти и обратно, выполнять арифметические операции в этих пределах;

Соотносить цифру с количеством предметов;

уметь высказывать свое мнение, общаться на бытовые темы.

правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

уравнивать неравное число предметов разными способами (добавить и убавить);

выражать словами, какой предмет больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже;

делать задания по заданному образцу;

Ориентироваться в пространстве и на бумаге, различать право-лево, верх-низ; понимать, где на листе “центр”, “правый верхний угол”, “левый верхний угол”, “правый нижний угол” и “левый нижний угол”;

согласовывать слова в роде, числе и падеже;

 отличать буквы от звуков, гласные от  согласных;

Выучить и рассказать наизусть небольшое стихотворение;

Полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ;

Составить рассказ по предъявленной картинке;

Запомнить и перечислить по памяти шесть-десять слов, предметов, картинок;

Разделять слова на слоги притопами или хлопками;

находить нужную букву в начале,  середине и конце слова;

подбирать слова на заданную букву;

 делить слово на слоги. ма-ли-на

знать алфавит

Различать согласные и гласные звуки;

Определять последовательность и количество звуков в словах такого типа:»дом»,»мак»,  «дубы», «суп», «зубы»,»сани»,  «осы»;

Правильно держать ручку, карандаш, кисточку;

Проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки; рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм; аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов;

делить фигуры на 2 и 4 равные части.

Пользоваться ножницами (разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру);

Делать аппликации из разноцветной бумаги;

Лепить из пластилина и глины;

Внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут;

Сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут;

Выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры;

четко знать основные цвета и оттенки;

считать от 1 до 20 и в обратном порядке;

и различать гласные и согласные буквы;

Дети должны уметь:

- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

- называть материалы, из которых они  изготовлены;

- понимать значение обобщающих слов.

уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам

 сравнивать по длине, высоте, ширине;

писать графический диктант.

- прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

- точно ловить и кидать мяч;

- на протяжении некоторого времени  носить не очень легкие вещи, большие

предметы;

- застегивать пуговицы, завязывать шнурки;

-пользоваться ножницами и клеем

- «видеть» строку и писать в ней;

- видеть клеточки и точно вести по ним рисунок причесаться,

 самостоятельно одеться-раздеться,

 пользоваться санитарной комнатой,

 подготовиться к уроку,

 завязывать шнурки,

 уметь попросить помощи взрослого в случае необходимости.

Самое главное :

ответить на вопрос: «Зачем он идет в  школу?»

Дети должны:

•           первыми здороваться;

•           вежливо прощаться;

•           благодарить за оказанную помощь;

•           говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;

•           вежливо обращаться с просьбой;

•           не перебивать говорящего;

•           не вмешиваться в разговор старших;

•           соблюдать порядок, чистоту.

Необходимо передать ребенку начальные знания по поведению на дороге:

•           различать проезжую часть дороги, тротуар;

•           понимать значение сигналов светофора;

•           знать правила дорожного движения;

•           ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;

•           не играть на проезжей части дороги.

 

Для определения готовности детей к обучению в школе учеными  разработана педагогическая диагностика.

Вот некоторые задания и методические рекомендации из педагогической диагностики

 Задание 1

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе. Предварительно в центре листа необходимо одну клетку закрасить черным цветом. Для работы детям нужны красный, синий, зеленый и желтый карандаши.

Текст задания: Ребята, найдите на клетчатом поле чѐрную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зелѐный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.

1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.

2 балла — выполнены верно два или три пункта задания.

3 балла — все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

 Задание 2

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при умении правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе.

Текст задания: Здесь вы будете выполнять следующее задание.

Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины.

Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

3 балла — обе задачи выполнены верно.

 

Небольшой тест для проверки знаний, который позволит узнать готов ли ребенок к школе:

1. Назови свою фамилию, имя отчество.

2. Сколько тебе лет? Сколько было год назад? Сколько будет через год?

3. Какая фамилия, имя, отчество у твоих родителей?

4. Где ты живешь: страна, город, улица, номер дома и квартиры, этаж?

5. Днем обедаешь, а утром?

6. Сравни бабочку и самолет. Какие у них различия и что у них общее?

7. Хоккей, баскетбол, бокс, гимнастика – что это?

8. Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего? Чем отличается от круга?

9. Клен, каштан, ель, сосна – что это и какие у них отличия?

10. Назови диких и домашних животных. Чем они отличаются?

11. У лошади – жеребенок, а кто у коровы, собаки, курицы?

12. Какие птицы зимой улетают, а какие нет? Как они называются?

За правильный ответ начисляется один балл, за неправильный – ноль. Если ребенок набрал пять и более баллов, то с уверенностью можно сказать, что он внутренне подготовлен к школе. Вопросам, с которыми были затруднения, стоит уделить больше внимания.

 

Физически подготовить ребенка к школьным занятиям тоже можно заранее - прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку; перебрасывать надувные мячи; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м.

Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:

Тест для родителей

1. Хочет ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором)?

4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно, незакомплексованно?

5. Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?

6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет изменять существительные по числам?

8. Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?

9. Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?

10. Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?

11. Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?

12. Любит рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?

15. Знает названия диких и домашних животных?

16. Может обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» — помидоры, морковь, лук)?

17. Может ли ваш ребенок работать самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результат тестирования зависит от количества положительных ответов («Да») на вопросы теста.

Если их: 15-18 баллов — ребенок вполне готов к школе;

10-14 баллов — ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили «Нет». Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.

9 и менее баллов — необходимо обратиться к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.

А напоследок могу предложить некоторые критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка развития познания

•           Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?

•           Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?

•           Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

•           Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

 

Оценка базового опыта ребенка

•           Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?

•           Был ли он в библиотеке?

•           Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?

•           Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

 

Оценка языкового развития

•           Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

•           Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

•           Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?

•           Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?

•           Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

•           Четко ли ребенок выговаривает слова?

•           Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

•           Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

 

Оценка уровня эмоционального развития

•           Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

•           Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

•           Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

•           Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

 

Оценка умения общаться

•           Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

•           Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

•           Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

 

Оценка физического развития

•           Хорошо ли ребенок слышит?

•           Хорошо ли он видит?

•           Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

•           Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

•           Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

•           Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

 

Зрительное различение

•           Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

•           Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

 

Зрительная память

•           Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?

•           Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

 

Зрительное восприятие

•           Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

•           Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

 

Уровень слуховых способностей

•           В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?

•           Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

•           Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

 

Оценка отношения к книгам

•           Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

•           Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?

•           Задает ли ребенок вопросы о словах что они значат и т.п.?

 

Общая и психологическая готовность

Может ли ваш ребенок:

•           Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?

•           Изъясняться связно, например, "покажи мне…"

•           Понимать смысл того, о чем ему читают?

•           Четко выговорить свое имя?

•           Запомнить свой адрес и номер телефона?

•           Писать карандашом или мелками на бумаге?

•           Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?

•           Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

•           Слушать и следовать полученным указаниям?

•           Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

•           Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

•           Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

•           Положительно оценивать: я человек, который многое может?

•           "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?

•           Проявлять интерес к окружающим его предметам?

•           Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

•           Нравится ли вам ваш малыш?

•           Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?

•           Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?

•           Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

•           Поправляете ли вы речь малыша?

•           Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

•           Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?

•           Смеетесь ли вы вместе с ним?

•           Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

•           Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?

•           Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?

•           Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

•           Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?

•           Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?

•           Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?

•           Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?

•           Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

•           Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

•           Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

•           Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?

•           Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?