Домашние обязанности ребенка

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

• Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
• Положить книги и журналы на полку.
• Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
• Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.
• Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
• Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.
• Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
• Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Убрать вещи на нижнюю полку.

 

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

• Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).
• Помочь убрать бакалейные товары.
• Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.
• По расписанию кормить домашних животных. Помогать прибирать в саду и во дворе.
• Помогать расстилать и убирать постель.
• Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью). Протирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья и т. п.).
• Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.
• Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т. п.).
• Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).
• Доставать из почтового ящика почту.
• Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.
• Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.
• Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.
• Помогать складывать полотенца.

 

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

• Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
• Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.
• Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол. Нарвать салата-латука.
• Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.
• Расстилать и убирать постель и убирать комнату.
• Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.
• Чистить раковину, туалет и ванную.
• Чистить зеркала, если они низко расположены.
• Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую — цветное.
• Складывать чистое белье и убирать его.
• Отвечать на телефонные звонки.
• Помогать по уходу за двором.
• Оплачивать мелкие покупки.
• Помогать мыть машину.
• Помогать выносить мусор.
• Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним. Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

• Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.
• Пылесосить коврики.
• Поливать цветы и растения.
• Чистить овощи.
• Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).
• Собирать свой школьный завтрак.
• Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
• Вешать свою одежду в платяной шкаф.
• Собирать дрова для камина, костра.
• Собирать граблями листья и полоть сорняки.
• Прогуливать домашних животных.
• Завязывать шнурки на своей обуви.
• Нести ответственность за свои мелкие раны.
• Содержать в чистоте мусорный контейнер.
• Помогать чистить салон автомобиля.
• Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.
• Накрывать (сервировать) стол.

Как научить ребенка мыть посуду?

Пока ребенок маленький и воспринимает окружающий мир как игровую площадку, обучение его мытью посуды не вызывает ни малейших трудностей у родителей и проходит легко и весело. Если в дошкольном возрасте ребенок не научился мыть посуду, так это в большей степени из-за не совсем правильного поведения родителей.

• Обеспечьте для ребенка комфортные условия для мытья посуды. Если у вас есть специальная подставка для ребенка, когда он чистит зубы, то можете использовать ее. Это позволит рукам ребенка находиться под оптимальным углом к воде, а родителей избавит от нервного реагирования на мокрые рукава ребенка. Ведь в них вода будет затекать обязательно, если ребенок будет стоять слишком низко.

• Обеспечьте ребенка «игрушками», т.е. приобретите для него собственный инвентарь для мытья посуды - щеточку, губку и т.д. Ребенок в процессе мытья посуды сможет пользоваться или собственным набором, или родительским. В любом случае это увеличивает количество игрушек для него в этой части кухни.

• Применяйте стандартную модель обучения любому набору действий. Во-первых, покажите и расскажите, как нужно мыть посуду, акцентируя внимание ребенка на каждом действии. Во-вторых, дайте ребенку возможность помочь вам помыть посуду. В-третьих, помогите ребенку при необходимости, наблюдая, как он моет посуду. В-четвертых, не мешайте в дальнейшем, давая бесконечные советы. С помощью этого подхода вы сможете научить своего ребенка мыть посуду именно так, как нравится вам. Значит, в дальнейшем не придется нервно реагировать на плохо отмытую посуду.

• Острые предметы, такие как ножи, консервные ножи, вилки доверяйте мыть ребенку, только когда вы уверены, что он сможет их помыть, не нанеся себе вред. Соответственно, находиться в раковине, когда ребенок учится мыть посуду, они не должны.

• Спокойно реагируйте на битую посуду. Это естественные последствия обучения умению ее мыть. Именно поэтому вся дорогая посуда, или посуда, имеющая слишком большое для вас значение, не должна доверяться ребенку. Это совсем не означает, что вы выхватываете ее из рук ребенка. Если заранее не убрали ее из мойки, то смиритесь. В любом случае это не причина пугать ребенка.

• При пользовании посудомоечной машиной, в первую очередь обеспечьте безопасность ребенка, так как ребенок обязательно попытается ее включить без вас, воспроизводя ваши действия. Возможно, стоит отключать машину от сети. Участие ребенка может заключаться в подготовке посуды к мойке - предварительная очистка ее и укладывание в посудомоечную машину.

• Не забывайте благодарить ребенка за оказанную вам помощь. В этом случае игра в мытье посуды постепенно перерастет в желание оказать родителям помощь.

• Если качество мытья посуды ребенком вас не устроило, то ни в коем случае нельзя перемывать посуду на глазах у ребенка. Найдите для этого другое время и возможность.

Научив ребенка мыть посуду, родители и ребенок получают новые преимущества и выгоды. Это может стать в дальнейшем частью домашних обязанностей ребенка, которые направлены на оказание помощи родителем и на формирование у него ответственного поведения. К тому же умение мыть посуду относятся к действиям, которые большинству людей придется постоянно повторять и во взрослой жизни.

Источник: www.dostignu.ru Автор: Олег Лобейко, специально для www.dostignu.ru

Как приучить ребенка к самостоятельности?

Как приучить ребенка к самостоятельности?


Мы, взрослые, стараемся щадить своих детей, оберегать их от конфликтов, избегать
противоречий, не тревожить их самолюбие. Нам кажется, что так лучше и для их психики, и для здоровья в целом. Но, оказывается, мы допускаем грубейшую ошибку. Потому что именно разрешение противоречий является основой развития творческого начала и самосовершенствования. Давая готовые ответы, мы растим безвольных, безынициативных, скучных, не умеющих творить и от всего этого крайне нездоровых личностей. Надо меняться. И хорошо, что ситуаций, подходящих для этого, полным-полно. Они на каждом шагу.

Сборы на прогулку

Собираясь на улицу, мама (или папа, или бабушка) открывает шкаф, выбирает одежду для ребенка и... Вот тут и следует остановиться. Позвольте малышу самому решить, что надеть. Возьмет ли он поношенные джинсы, чтобы идти в гости, или выберет нарядный костюм для обычной прогулки? Не критикуйте выбор ребенка, а подтолкните его к размышлениям. Определившись с одеждой, разрешите ребенку самому одеться. О том, что он уже готов к этому, подскажет его стремление одеть/раздеть свою куклу или, отвергая помощь, снять штанишки, чтобы сесть на горшок. Конечно, малышу понадобится гораздо больше времени, чем взрослому, чтобы одеться. Поэтому, планируя куда-то пойти, нужно начинать собираться заранее.

Подсказки взрослых

Совсем маленьким детишкам на первых порах понадобится и помощь взрослых, и их подсказки. Так, чтобы помочь ребенку разбираться, где у одежды «зад», а где «перед», начните самостоятельные уроки одевания с одеждой с рисунками, которые будут только на передней части футболок, свитеров, штанишек. Научить ребенка надевать штанишки лучше всего, посадив его на краешек кровати. Предложив ребенку вытянуть ножки вперед, нужно объяснить ему, что так штанишки натянутся лучше всего. И как только ступни покажутся из штанины, малышу нужно встать на ножки, немного подтянуть брюки вверх - и все, он справился. Из обуви ребенок лучше всего справится с ботинками на липучках. А вот любая обувь с язычками еще долго будет требовать вмешательства взрослых.

Не стремитесь к идеальности

Если ребенок оделся не очень аккуратно, не спешите все «переделывать». На какие-то мелочи можно закрыть глаза. Например, если малыш не заправил футболку в штанишки, не обращайте на это внимание. Просто в следующий раз предложите футболочку подлиннее, которую можно носить и поверх брюк и юбок. А если ребенок не застегнул на кофте одну пуговку, пусть так и будет. Но когда пропущено две или три пуговицы, нужно помочь ребенку их застегнуть, но при этом все равно похвалить его за старания.

Спокойствие, только спокойствие

Когда малыш уже более менее будет справляться с одеванием сам, ожидающей маме, чтобы не потерять терпение и спокойствие, можно ненадолго оставить копошащееся чадо и, например, выпить чашку чая. А если выказывать нетерпение и негодование на то, что ребенок одевается долго, да еще и неправильно, можно надолго отбить желание пробовать снова и снова освоить это нелегкое для малыша дело. А потом с удивлением разводить руками: «И почему он у меня такой ленивый, ничего не хочет сам...» Также не стоит предъявлять ребенку повышенные требования, по усредненным данным трехгодовалый малыш сам может:

* надевать носки;
* обувать ботинки;
* надевать штанишки;
* снимать футболку или рубашку;
* расстегивать «молнию».

А к четырем годам ребенок должен научиться:

* надевать свитер или рубашку;
* надевать брюки;
* расстегивать большие пуговицы;
* застегивать большие пуговицы;
* полностью раздеваться;
* застегивать кнопки.

Ребенок старше пяти лет уже полностью может одеваться сам, какой бы сложной ни была одежда.

Вот так простые сборы на прогулку помогут ребенку развить координацию движения, научат самостоятельности, помогут стать сообразительным, а тренировка с застегиванием и расстегиванием пуговиц, шнурование обуви станут идеальными упражнениями на развитие мелкой моторики рук (что влияет на формирование головного мозга и становление речи). Точно так же с пользой для всестороннего развития малыша можно постепенно позволять ему самостоятельно есть, умываться, мыть посуду, стирать и т.д. Потому что для ребенка это не игра, а важные упражнения, помогающие формировать здоровую психику.


Источник: http://digestweb.ru/33791-kak-priuchit-rebenka-k-samostoyatelnosti.html