Как сообщить ребенку о смерти?

Два страха у взрослых, которые они испытывают, когда появляется необходимость сообщить ребёнку о смерти:

1. « Я боюсь, что когда скажу ему об этом, с ним случится истерика и я не смогу справиться с его таким состоянием.»
ОТВЕТ: «Я никогда не видела и не слышала, что известие о смерти произвело бы на ребёнка такое впечатление. Дети воспринимают смерть иначе, чем взрослые и его реакция может вас удивить, но это будет не истерика. Но если вы так боитесь именно её, то я расскажу вам, как себя вести, если такое вдруг случится.
Вам необходимо сообщить о случившемся ребёнку в знакомой для ребёнка обстановке.
Далее вы отвечаете на возможные вопросы спрашивающего и проводите «тренировку» ,подбор слов и фраз, какими он сообщит ребёнку о случившемся. Слова и фразы проговариваются спрашивающим. Так же, вы спрашиваете, а что человек сам думает о случившемся и каково его отношение к смерти?


2.« Я боюсь, что я скажу ему ужасную вещь и окажусь тем,кто нанесёт ему ужасную душевную травму.Я буду вестником беды и он мне этого не простит».
ОТВЕТ: « Рану наносите не вы, а жизнь. Это уже случилось,событие произошло.Лучшее, что можно сделать-это минимизировать психологические и другие возможные последствия. Отсутствие информации для ребёнка, если он чувствует, что взрослый «не в своей тарелке»,очень вредно и сильно повышает тревогу. Новость, которую вы принесёте ребёнку настолько масштабна и трагична, что он вряд ли будет использовать её для обвинений и сведения счётов,т.к. она из другого регистра. Чего вы сами боитесь в этой ситуации смерти?

ИНСТРУКЦИЯ.
1.Разговор должен проводить самый близкий ребёнку оставшийся взрослый.
2.Во время разговора взрослый должен быть в состоянии держать себя в руках. Вы можете тихонько заплакать, но громко истерично зарыдать и отвлечься от ребёнка не можете себе позволить!!!
Если вы не уверены в своих силах, то передоверьте разговор с ребёнком тому, кто может с этим справиться.
3.Во время разговора ребёнок должен быть сыт, не хотеть спать и не испытывать другого физ. дискомфорта.
4.Во время разговора вам лучше быть в физическом контакте с ребёнком, взять его на колени, обнять, держать за руку, кроме тех случаев, когда ребёнок возражает против этого.
5. Говорить следует простыми словами и предложениями, так, чтобы это было понятно ребёнку, но отвечать искренне, что вы думаете на самом деле.
6. Само известие не нужно предварять долгим вступлением и после того, как вы скажете главные слова, сделайте паузу, чтобы ребёнок мог осознать происшедшее, проявить реакцию или задать вопрос.
7. Реакция ребёнка может оказаться для вас неожиданной или возмутительной. Но ни в коем случае не давайте волю своему удивлению или, того хуже, возмущению.Не произносите фраз типа»Как ты можешь!» или «Послушайте, что он говорит!»и пр.

8. Попробуйте расспросить ребёнка, что он имеет в виду? Отвечайте на вопросы серьёзно, простым, понятным для ребёнка языком.
9. Если после разговора ребёнок захотел убежать –дайте ему возможность побыть одному. Но через 20-30 мин. зайдите к нему.
10. Если ребёнок начал хохотать и беситься - сначала присоединитесь к его активности, а потом переключите его на более спокойное занятие.
11. Если у ребёнка случилась всё-таки истерика (чего не бывает), постарайтесь взять его на руки, начните тихонько раскачивать и, глядя в глаза, негромким размеренным голосом говорите любые успокаивающие слова.
12. если ребёнок не даётся в руки и бьётся в истерике, её можно прекратить: сначала попробуйте сказать, что вы понимаете, как ему плохо и что ему кажется, что всё ужасно. И если ребёнок замолчал, то см. № 11
Если ребёнок продолжает биться в истерике, её можно прекратить, громко крикнув, хлопнув в ладоши или обтерев лицо ребёнка и за ушами полотенцем, смоченным в холодной воде.
Когда истерика начнёт слабеть, возьмите ребёнка на руки
и см. №11.
13.вечером этого дня предложите ребёнку на ужин одно из его любимых блюд, но не устраивайте пиршества.
14.Укладывая ребёнка спать, спросите, не хочет ли он с вами о чём то поговорить, не хочет ли он, чтобы вы с ним посидели или почитали ему книжку, оставить ли ему включённым свет?

15.Если ночью ребёнок захочет спать в вашей постели и прибежит к вам, то в 1-ю ночь это можно разрешить, предупредив, что это 1 и последний раз.
В последующие ночи отводите ребёнка в его кроватку и оставайтесь с ним до тех пор, пока он не заснёт.
16.Если в ближайшие после разговора дни ребёнок становится капризным, раздражительным, замкнутым, плаксивым, непривычно активным и шумным или агрессивным и плохо себя ведёт –ЭТО НОРМАЛЬНО!!!
Но если такое поведение не прошло через 2 месяца, ребёнок нуждается в помощи специалиста.
Как и в тех случаях, если: ребёнок почти не занят, не двигается и сидит на одном месте, почти не разговаривает, если начал подолгу бегать на цыпочках, раскачиваться, крутить волосы, мочиться в постель и это не проходит через 2 недели.
17.если ребёнок играет в смерть, похороны или агрессивные игры , в игры про сирот –ЭТО НОРМАЛЬНО!!!
Хорошо, если вы присоединитесь к его игре и будете играть по его правилам.
18.Проверьте, не перестал ли ребёнок играть ранее очень любимыми игрушками? Если это так, то выясните, не связана ли эта игрушка с покойным(подарок или вместе играли, напоминает причину смерти покойного).
Если это обнаружится и ребёнок не изменит своего отношения к игрушке через 2 мес., то это значит, что ребёнок нуждается в помощи специалиста.

Если ребёнку более 3 мес. После события снятся кошмары или он через небольшое время после события стал себя плохо вести –это тоже признак того, что ему нужна помощь специалиста.

БРАТЬ ЛИ РЕБЁНКА НА ПОХОРОНЫ?
Решение – присутствовать ли на похоронах, всегда должно оставаться за ребёнком!!!
Во время церемонии кто-то должен быть всегда рядом с ребёнком: взять за руку, приобнять, приложить руку к спине, стоять за спиной так, чтобы ребёнок его чувствовал. Так как ребёнок может проявлять страх, тревогу, смеяться и т.д….
Постоянно следует спрашивать ребёнка, что он хочет? Подойти, уйти…и незамедлительно выполнить его желание.
Любое насилие над детьми на похоронах – травма на всю оставшуюся жизнь!!!
После поездки на кладбище поговорить с ребёнком.
Если начались страхи –поговорить, порисовать. Но при этом больше ориентироваться на информацию рис., чем вербальную.
ИТОГ: Дети горюют по разному в разном возрасте. Но смерть родителей, хотя и является травмой, но не обязательно приводит к остановке в развитии.
Дети от 5 до 7 лет должны быть в зоне особого внимания терапевта, т.к. интеллектуально и эмоционально способны реагировать на травму, но навыки эмоц. и соц. взаимодействия с ней мало развиты.
Горевание у детей завершается иначе: они нормально реагируют на травму регрессом и в случае «+» завершения горевания, выходят из регресса, находя объект, кот. замещает утраченный, в возраст, соответствующий реальному.